Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
В ДОУ 2 группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и 1 группа комбинированной направленности для детей с ЗПР. В группах созданы специальные условия для получения образования воспитанниками с ОВЗ. Под специальными условиями для получения образования воспитанников с ОВЗ понимают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальной методической литературы, методических пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий со специалистами, обеспечение доступа в здание детского сада, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучение детей хозяйственным делам, а также воспитание дисциплины и трудолюбия, аккуратности, самостоятельности, уверенности в действиях.
Объекты для проведения практических занятий
Для инвалидов и детей с ОВЗ
Для детей с ОВЗ функционирует 1 группа компенсирующей направленности - для детей с ТНР и 1 группа комбинированной направленности, оснащенные необходимым игровым и учебно-методическим материалом. Воспитанники компенсирующей группы посещают все объекты, предназначенные для практических занятий, указанных выше.
Кабинет педагога – психолога предусматривает работа с детьми, нуждающимися в психологической помощи, организации психологической разгрузки детей, консультативная работа с родителями.
Логопедические кабинеты - предназначены для индивидуальной работы логопеда с детьми по оказанию необходимой коррекционной помощи по преодолению речевых нарушений у детей.
Физкультурный зал, прогулочные веранды - предназначены для физкультурных занятий; зарядок с детьми, праздников, развлечений; общественных мероприятий дошкольного учреждения, прогулок в неблагоприятный период.
Музыкальный зал - музыкальных занятий, зарядок с детьми среднего и старшего возраста; утренников, развлечений, связанных с музыкально-ритмической деятельностью детей всех возрастных групп; просмотр и показ различных спектаклей; организация индивидуальной работы с детьми, семинаров;
Бассейн - помещение предназначено для проведения занятий по плаванию
Библиотека ( комната « Читающей мамы») проведение занятий по речевому развитию (чтение художественной литературы), организация дополнительных образовательных услуг, мероприятия с родителями литературной направленности.
Перечень объектов для проведения практических занятий на территории детского сада:
Центр ПДД - практические занятия по правилам дорожного движения.
Спортивная площадка - проведение физкультурных занятий на улице, утренней гимнастики, спортивных праздников, развлечений
Огород, теплица- предназначен для опытно исследовательской деятельности, по ознакомлению с окружающей средой, миром природы, трудовой деятельностью
Библиотека
Центры художественной литературы не оборудованы специальной литературой, адаптированной для детей с ОВЗ. В методическом кабинете имеется специализированная литература для работы с детьми с ОВЗ.
Спортивные объекты
В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ, кроме тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата. Для этого в саду имеется спортивный зал, спортивные тренажеры, прогулочные веранды, спортивная площадка на улице.
Для обеспечения разнообразной двигательной активности обучающихся (воспитанников) в МБДОУ оборудованы и функционируют следующие объекты спорта, предназначенные для проведения занятий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
Физкультурный зал:
- технические средства (магнитофон, увлажнитель воздуха);
- детские спортивные тренажеры,
- нестандартное оборудование;
- оборудование для организации основных видов движений, самостоятельной двигательной активности, оздоровительных мероприятий;
- информационный стенд.
Прогулочные веранды ( для старшего и младшего дошкольного возраста):
- технические средства (магнитофон, увлажнитель);
- оборудование для организации основных видов движений воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста, самостоятельной двигательной активности, оздоровительных мероприятий;
- оборудование для организации самостоятельной игровой деятельности.
Бассейн:
- оборудование для обучения плаванию и организации двигательной активности в воде (доски, мячи, круги, разделительная полоса, тонущие предметы, надувные игрушки)
Физкультурные уголки:
В каждой группе оборудованы физкультурные уголки:
для проведения оздоровительно-профилактической работы с детьми в группе, в том числе с детьми с ОВЗ;
для развития двигательной активности и физических качеств детей;
для расширения индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности,
для формирования у детей, в том числе у детей-инвалидов и детей с ОВЗ осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Средства обучения и воспитания
Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников МБДОУ обеспечено средствами обучения и воспитания:
- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),
- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),
- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),
- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор),
- аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),
- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).
В МБДОУ имеются необходимые специальные учебные пособия и дидактические материалы для проведения коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МБДОУ функционирует с 2010 года.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Имеются световые направляющие, поручни, окраска первых и последних ступеней лестничного марша, обозначения углов в здании светоотражающими элементами– для слабовидящих. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и оповещения и световыми табло «Выход». Имеется кнопка «Вызова», при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Специальные условия питания
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, посещающее учреждение, не нуждаются в создании специальных условий питания. Питание для них организуется совместно со всеми воспитанниками.
Питание воспитанников, детей с ОВЗ, детей-инвалидов осуществляется в соответствии с требованиями СанПин 2.3/2.4.3590-20
В детском саду организовано 4-х разовое рациональное и сбалансированное питание детей в соответствии с примерным цикличным меню, разработанным по установленной форме.
Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание и исключает жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами.
Выдача готовой пищи для групп осуществляется строго по графику, утверждённому заведующим Учреждения, после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией в составе повара, представителя администрации Учреждения, медицинского работника.
Специальные условия охраны здоровья
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является – охрана и укрепление здоровья детей.
Целью правильно организованного режима дня является укрепление здоровья детей, сохранения высокого уровня их работоспособности в течение длительного времени бодрствования, при обязательно ровном настроении им интерес к играм, развлечениям и творческой деятельности. В основу рационального режима должны быть положены следующие моменты:
Соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;
Определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;
Достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;
Достаточный по продолжительности полноценный сон;
Регулярное сбалансированное питание.
Организация учебной деятельности.
В целях уменьшения утомляемости в младших группах детского сада одно занятие проводится в утренние часы, а другое – в вечерние. В группах среднего – старшего дошкольного возраста – занятия проводятся в утренние часы. В детском саду занятия проводятся ежедневно, их продолжительность и сложность с возрастом детей постепенно увеличивается. Такая система подготовки детей призвана ослабить их стрессовое состояние при поступлении в школу, а также обеспечить быстрое и легкое течение процесса адаптации к новым условиям.
Организация прогулки – учитываются погодные условия, длительность прогулки, организация двигательной активности детей чередуется со спокойными играми.
Сон – четкое соблюдение алгоритма сна при открытых окнах. При распределении спальных мест учитывается физическое развитие ребенка, частота заболеваний.
Организация закаливающих процедур – учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, обращается внимание на эмоциональное состояние детей, соблюдается система, усложняется методика закаливающих процедур с возрастом детей.
Медицинское обслуживание воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в МБДОУ осуществляется специалистами МБУЗ «Городская поликлиника № 3».
Для обеспечения медицинского обслуживания в ДОУ оборудованы:
медицинский кабинет;
процедурный кабинет;
изолятор;
фотарий
физиокабинет
Режим работы медицинской сестры: Ежедневно с 7.00-19.00
Оказание первичной медико – санитарной помощи обучающимся обеспечивается медицинской сестрой КГБУЗ «Норильская межрайонная детская больница», согласно договору о совместной деятельности.
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающих к ДОУ территории:
Территория участка ограждена забором. Имеются игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное игровое оборудование - малые формы, соответствующие возрасту детей. Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность ребёнку двигаться, играть. Обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. Соблюдаются правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Работники своевременно проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников, по обеспечению пожарной безопасности. Составлен план эвакуации детей и схема оповещения работников на случай чрезвычайных происшествий. Раз в квартал проводятся практические занятия с персоналом и воспитанниками по эвакуации из здания в случае пожара. Установлена автоматическая пожарная сигнализация, тревожная кнопка. В соответствии с требованиями СанПиН в полном объёме реализуется питьевой, тепловой и воздушный режим, о чем свидетельствуют акты надзорных организаций приемки ДОУ к новому учебному.
Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в ДОУ включает в себя следующие разделы:
Лечебно-профилактическая работа:
профилактические прививки;
осмотр воспитанников на энтеробиоз;
регулярный осмотр воспитанников на педикулез;
осмотры всех воспитанников с контролем роста, веса;
санитарно-просветительская работа: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней и т.д.
Массаж рук («Поиграем с ручками» А.А. Уманская, К. Динейка) – перед занятием,
Дыхательная гимнастика в игровой форме (А.А. Кудрявцев, Б.Б. Егоров) – 3 раза в день перед едой,
Пальчиковая гимнастика – в течение дня,
Гимнастика для глаз,
Артикуляционная гимнастика,
Пальчиковая гимнастика,
Витаминотерапия
Закаливание:
Воздушные ванны,
Хождение босиком по ковру,
Хождение босиком по «солевой дорожке» - 1 младшие группы, 2 младшие до 2 половины учебного года,
Контрастное воздушное закаливание – со 2 младшей группы, со 2 половины учебного года,
Игры с водой – все возрастные группы.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Физкультурные занятия,
Плавание в бассейне,
Утренняя и вечерняя гимнастики,
Прогулки при сниженной температуре,
Музыкально-ритмические занятия,
Логоритмика,
Дни здоровья.
Удовлетворяется естественная потребность детей в движении. 61% времени пребывания ребенка в детском саду отводится двигательной деятельности. В ДОУ функционирует физкультурно-оздоровительный комплекс: физкультурный зал с современным и нетрадиционным оборудованием, прогулочная веранда, бассейн, спортивная площадка на участке детского
Доступ к информационным системам
Прямой доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрен.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБДОУ , на котором существует версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
В МБДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
1 интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук) - в музыкальном зале; переносная мультимедийная установка;
музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
магнитофоны (в каждой возрастной группе)
Световой стол для рисования песком
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в МБДОУ оборудованием. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ "ДС № 95 "Снежинка" отсутствуют